Особенности занятий с репетитором |
на главную!!! | Помощь репетитора в освоении школьной программы по математике | Здесь Вы можете узнать о моей системе обучения |
...
Математика дает интеллектуальную честность. Когда решаешь задачу, то тут трудно себя обмануть: либо решил, либо нет. Это колоссальный воспитательный эффект. А. Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования ... Тот, кто не научился искусству доказательства в школе, не способен отличить правильное рассуждение от неправильного. Такими людьми могут легко манипулировать безответственные политики. Результатом могут стать массовый гипноз и социальные потрясения. В.И.Арнольд, советский и российский математик ... Учение свет, а не ученье, чуть свет и на работу! (народная присказка) ... Математика – это гимнастика для ума, она необходима и олигархам. В.И. Арнольд, 2008 г. Индивидуальное преподавание имеет ряд особенностей и отличий от групповых форм обучения. Накопленный мною опыт позволяет ответить на ряд вопросов, которые наиболее часто встают перед учениками и их родителями, когда они принимают решение воспользоваться услугами репетитора. 1. Продолжительность одного занятия. Первое, что интересует моих собеседников, – это продолжительность занятия и его цена. Разберемся в понятиях. Астрономический час - это 60 минут времени. Академический час - 45 минут (в последнее время даже 40 минут, так как продолжительность школьного урока теперь тоже 40 минут. Учителя школ и преподаватели вузов как правило, занимаются именно академический час. Соответственно продолжительность урока также и измеряется. Обычно занятие длится 2 академических или 2 астрономических часа, то есть 90 или 120 минут. 120 минут могут плодотворно прозаниматься старшеклассники, занимающиеся подготовкой к трудным разделам ЕГЭ (честно признаюсь, последние 4 года я ни с кем не занималась по 2 часа). Для младшеклассников (до 6 класса) более приемлемы уроки по 45 минут. Это физиологически обосновано, по истечении 45 минут ребенок вряд ли будет что-то воспринимать.. Начиная с 7 класса, рекомендую заниматься по 1,5 часа, так как математика разделена на алгебру и геометрию.Возможны также 2 занятия в неделю по 1 часу (60 минут). При это час делим на 2 по 30 минут, и получается 2 урока, алгебра и геометрия. 2. Цена за занятие Вообще,по цене всех преподавателей, дающих частные уроки, можно поделить на три большие группы. Первая – это школьные учителя, студенты, аспиранты – словом, все, для кого частные уроки не являются основным видом деятельности. В этой группе можно найти преподавателя, готового работать за более чем скромное вознаграждение. Однако надо быть готовым к тому, что регулярность занятий, время их проведения и, самое главное, качество работы могут вас не устроить. На настоящий момент цена таких занятий в среднем 250-300 рублей в час. Вполне можно найти студентов, которые будут заниматься с Вашим ребенком за 250 рублей в час и выезжать к вам домой и даже школьных учителей, которые пригласят Вашего ребенка прямо в школу и с ним там же позанимаются. Спросите, может быть ваш школьный учитель математики сможет позаниматься с Вашим ребенком после уроков (хотя раньше детей после уроков оставляли и басплатно и дополнительно занимались). Вторая группа – это репетиторы-профессионалы. Частное преподавание является для них основной, а часто и единственной деятельностью. Качество подготовки учеников – залог их профессионального и материального процветания. Именно репетитор-профессионал позволяет максимально реализовать все преимущества индивидуальных занятий: персональный подход к каждому ученику плюс применение передовых эффективных методик обучения. Естественно, стоимость подобных занятий не может быть низкой. Стоимость уроков будет уже 300-400 рублей и выше, возможно уже не за 60 минут, а за 45...Выезд на дом, скорее всего не предусматривается. Некоторые всё же согласятся прийти к вам, но урок будет длиться точно не 45-60 минут. Например, 1 час 30 минут при цене академического часа в 350 рублей Вам обойдётся в 700 рублей. (Как математик могу Вам сосчитать, что при цене 300 рублей за 45 минут, один час занятий будет стоить уже 400 рублей). Третья группа – это преподаватели, гарантирующие поступление абитуриента в определенный ВУЗ благодаря наличию необходимых связей. Стоимость их занятий «до плюс бесконечности». При этом надо отдавать себе отчет в том, что это плата не только и не столько за знания – это распределенная во времени оплата за поступление. 3. Сколько потребуется занятий? Мне часто задают в форме: «Сколько занятий нам понадобится?» Это не совсем корректная постановка вопроса. Конечно, при подготовке к экзаменам я составляю план, в котором приблизительно намечается темп прохождения тем и их количество. Но это приблизительно. В реальности я ориентируюсь в первую очередь на возможности ученика, добиваясь полноценного закрепления пройденного материала. На первом занятии сказать, сколько нужно будет занятий, я не могу точно. Но ведь одно из важнейших преимуществ индивидуальных занятий как раз и состоит в возможности персональной подстройки к способностям каждого ученика, в возможности чутко реагировать на то, что непонятно конкретному человеку. Один ребенок в состоянии за месяц пройти программу целого учебного года, а для другого упорные многомесячные занятия позволяют лишь не скатиться в безнадежные двоечники. (Среди учеников сезона 2012-2013 могу назвать несколько, с кем дело обстояло именно так, наши занятия не дали превратиться им в двоечников. Получить с ними "4" , к сожалению, нам так и не удалось.Зато получение твердой тройки и стремление к четвёрке - это тоже результат.) Как правило, по результатам первого занятия у меня уже складывается некоторое впечатление о способностях ученика и пробелах в его знаниях. В этот момент уже можно говорить о темпах, с которыми пойдет освоение материала, об оптимальной интенсивности занятий и о тех вершинах, которые реально будет достичь. Общее же положение таково: Обучение, я имею в виду полноценное усвоение материала, – процесс не быстрый. Для серьезной подготовки к вступительным экзаменам требуется год-два регулярных занятий. Память человека устроена таким образом, что к пройденному материалу надо вернуться спустя месяц-полтора и не один раз, только тогда эта информация переходит в постоянную память и уже всплывает в голове рефлекторно. Однако ощутимое улучшение успеваемости происходит уже после нескольких первых занятий, это связано с тем, что репетитор систематизирует знания ученика, дисциплинирует его мышление и восполняет вопиющие пробелы. Кроме того, эффективность индивидуальных занятий существенно выше школьных. Эти первые успехи не должны рождать эйфорию – это начало серьезной работы. Когда меня просят подготовить к вступительным экзаменам за 2 месяца, я честно говорю, что за это время можно систематизировать знания ученика с хорошей базовой подготовкой, «натаскать» его на какие-то задачи из ЕГЭ, но поднять весь материал «с нуля» – практически нереальная задача. Мозг просто «захлебнется» в колоссальном потоке новых знаний и навыков, и эффективность занятий резко снизится. 30 занятий, проведенных в течение четырех месяцев, не сопоставимо эффективнее месяца ежедневных занятий. 4. Контакт с учеником. Доступность изложения материала. Родители моих учеников часто рассказывают мне, что уже пробовали заниматься с репетиторами, но «что-то не пошло». Это «что-то» и есть неспособность преподавателей установить полноценный контакт с ребенком, сформировать рабочий альянс с учеником. Успех или неуспех в этом деле очевиден обеим сторонам, как правило, уже после одного-двух занятий. Доступно ли преподаватель объясняет материал, слышит ли вопросы ученика, способен ли понять, что не ясно ученику – все это можно почувствовать после первого же занятия. Я бы сказала разным детям нравятся разные люди, и преподаватели тоже для разных детей должны быть разные. Мы с будущим учеником должны понравиться друг другу. А мне все дети нравятся. Дело - за Вашим ребёнком. Я занимаюсь со всеми, не отказываю никому (хотя с подростками очень трудно бывает, особенно в 6, 7 и 8 классе). 5. Домашние задания. Задаю ли я домашние задания? Да. Самостоятельное и качественное выполнение домашних заданий – абсолютно необходимый элемент обучения. Многим знакомо чувство: когда сидишь рядом с преподавателем, все понятно; как только пытаешься один решить подобную задачу – ничего не понятно. Самостоятельное выполнение домашних заданий тренирует способность извлекать из глубин памяти нужную информацию, позволяет оценить, насколько хорошо усвоен материал, позволяет преодолеть страх перед новыми задачами, развивает творческий подход к решению. Конечно, занятия с преподавателем дают положительный эффект и в случае абсолютного отказа от домашней работы. У меня есть и такие ребята, не скрою. Но хотя бы два часа в неделю интенсивных занятий «глаза в глаза», когда волей-неволей ученик «погружен в математику», когда нельзя спрятаться за спину соседа по парте, эти два часа даже в голове отпетого лентяя оставляют свой след. В результате многократного применения на практике запоминаются формулы и приемы решения задач, происходит «погружение в предмет». Поэтому положительный эффект от занятий будет всегда. Однако, демонстрируя усердие и честно выполняя домашние занятия, ученик способен десятикратно увеличить этот эффект, то есть сэкономить свое время и деньги родителей. Поэтому, сталкиваясь с регулярным невыполнением домашних заданий, я информирую родителей о том, что успехи их ребёнка могли бы быть гораздо более впечатляющими. 6. Групповые занятия. Некоторые мои коллеги практикуют, и довольно успешно, занятия в мини-группах (по 2-3 человека). Что полезно знать по поводу мини-групп? Работа с группой требует от преподавателя соблюдения баланса внимания между учениками. Если посадить рядом двух ребят даже со сходным уровнем знаний, то один из них все равно будет быстрее решать, а другой медленнее. Одному будет непонятен один вопрос, другому – иной. В результате более быстрый ребенок постоянно будет недогружен, а более медленный – будет испытывать стресс от перманентной гонки. Если отличия между учениками не очень велики, преподаватель сможет сглаживать этот перекос, что, кстати, потребует от него лишних усилий. Если же разница в знаниях и в темпах усвоения материала у учеников существенна, то эффективность занятий резко снижается. Чудес на свете не бывает, каждый ученик в группе получает внимания соответственно в 2-3 раза меньше, чем при индивидуальном занятии. Однако, когда уровень учеников достаточно высок и не сильно отличается, когда требуется отработать максимальное количество разнообразных типов задач, не останавливаясь на ликбезе, – эффективность групповых занятий приемлемо высока. В любом случае, от ученика, работающего в группе, требуется бОльшая сознательность и настойчивость в получении знаний. У меня занималась группа из 4 человек, но было это давно, в 2008 году. Но кто-то постоянно болел, поэтому эффективность групповой работы была невелика. 7. Зачем изучать точные науки? И, в заключение, остановлюсь на вопросе, часто возникающем у моих учеников и, на мой взгляд, имеющем несколько философское звучание. Зачем вообще школьнику изучать математику? Ум – это не сумма знаний, а способность применять эти знания, находить взаимосвязи между фактами и явлениями. Реально (хотя в некоторых случаях и трудно) передать некую сумму знаний практически любому человеку. Именно занятия математикой – один из немногих способов тренировать, развивать ум. Сопоставление различных фактов, применение законов и правил, поиск новых, неожиданных ходов и решений – все это развивает мышление, создает дополнительные связи между нейронами мозга, в конечном счете, повышает качество ума. Академик РАН, математик Виктор Анатольевич Васильев в своём интервью для РИА Новости говорил так: "Математика важна не столько тем, что дает некие «компетенции», то есть навыки для повседневной жизни, сколько тем, что формирует логически мыслящего человека. Приучает к тому, что все, что он говорит, должно иметь смысл, помогает отличать правильные суждения от заведомо ложных. Люди часто путают причину со следствием, спорят, не договорившись об определении обсуждаемых понятий. Этого больше всего в разного рода рекламе, но люди относятся к ней некритично и снисходительно. Зачастую и аргументация публичных политиков и комментаторов наполнена логическими неувязками. Иногда это результат честного непонимания, иногда – способ манипуляции общественным сознанием. Математика исподволь учит делать из полученной информации только те выводы, которые в ней действительно содержатся." http://ria.ru/edu_analysis/20091026/190599601.html © Copyright: Гражданникова М.А., 2005-2013 |